«ПРОГУЛКА ЗАКЛЮЧЕННЫХ», ВАН-ГОГ

 

 

Я.

Привет, Игорь, мы пока одни, кажется.
Я тогда напишу, что нужно попытаться сделать.
Попробуй посмотреть на картину как бы со стороны. То есть.
Чуть-чуть отстранись от экрана. Поверни голову вправо.
Попробуй увидеть картину периферийным зрением. Скоси глаза.
Еще сильнее отодвинься, на метр.
Чувство, что ты проходишь МИМО и НЕВЗНАЧАЙ увидел...
Напиши два-три слова...

Только первое впечатление - не больше.

 

Игорь.

Противоречие: свет и беспросветность, масса воздуха и духота.

 

Я.

Дальше - чувство некоей стенки или пустоты...
Непонятно, что делать дальше - кажется, все, картина исчерпана. Что еще в ней можно увидеть? Многие люди теперь просто проходят мимо к следующей картине.
Но - это не так!
Мы - рядом с одной из самых ЗАГАДОЧНЫХ картин на свете.
Теперь мы остановимся, чтобы ее по-настоящему начать - только начать! - видеть.
Теперь ты должен внимательно смотреть на картину с целью увидеть ДЕТАЛИ. Чем больше деталей ты увидишь - тем лучше.
Мы словно будем играть в игру - перечислять детали.
Я, например, через две-три минуты смотрения вдруг увидел, что светлая шевелюра идущего в центре заключенного находится на фоне темной одежды идущих на заднем плане, и потому она вспыхивает как бы золотом (хитрость художника?) А ты что видишь?

 

DNA.

Я постараюсь быть рядом, но не уверен как долго.

 

Я.

Свет и беспросветность...
Это ты очень сильно сказал.
Я даже не думал, что ты сразу откроешь такую глубину.
Пока это оставим, - чтобы потом вернуться.
… Я попробую перечислить еще несколько деталей.
Свет в центре круга как какое-то целое озеро света...
Круг какой-то странный... как бы и не круг...
С этим еще надо разобраться.
Ближний к нам заключенный - единственный без шапки...
Три человека справа - кто они? В цилиндрах...
Что здесь вообще происходит?!
Света больше вверху...
Где точка, в которой находится художник? Наверху или внизу?

Привет, Андрей! Мы играем в такую игру: смотрим и ищем ДЕТАЛИ.
Называйте тоже то, что видите.
Необходимо каким-то образом поникнуть за пределы мутного экрана НЕВИДЕНИЯ. Это можно сделать, например, с помощью долгого вглядывания и поиска деталей.
Если некоторое время внимательно вглядываться, то как на фотографии начинают проявляться все новые и новые детали.
Кирпичи разного цвета расположены "лесенкой"...

Теперь я попробую описать КРУГ.
Похоже, что люди идут с разной скоростью.
Есть ДВА пункта задержки:
- справа, перед группой людей (прямо целая очередь) и
- вдали слева.
Справа люди идут по направлению к нам.
Мы видим их лица. Они живые. Несмотря на лаконизм изображения,
это - портреты реальных, живых людей.
Они чем-то взволнованы.
Слева - иное.
Лиц мы уже не видим. Головы убраны в плечи.
Как тени они УХОДЯТ.
Так, стоп, а если они уходят, то какой же это круг? И куда они исчезают?

 

Игорь.

Непонятно, что под ногами - тени или отражения. То есть пол то ли сухой, то ли мокрый.
Очень контрастируют со всем остальным два загадочных посетителя в цилиндрах.

Да, там в круге есть точка прерывания. Человек превращается в абсолютно черную тень, в ничто.

 

Я.

Я сейчас объясню, кто это, подожди чуть-чуть.
Ну а где художник: рисует сверху или снизу?

 

Игорь.

Кстати, туда же указывают мысленные продолжения "теней" на полу. То есть там - источник тьмы.

 

DNA.

А стены похоже, все же кирпичные.
Странно что тени такие синие.

 

Я.

Да, (Игорь,) ты точно заметил эту черную тень.
Но я, наверно, не буду рассуждать чрезмерно смело, если скажу, что там - невидимая для нас маленькая дверь, куда одни уходят и откуда другие входят.
Дело в том, что перед нами "ХОРОВОД". Это вовсе не прогулка заключенных (в прямом смысле). Сюжет картины: заключенных проводят перед сыщиками, которые должны зрительно определить какого-то то ли преступника, то ли свидетеля.

 

Игорь.

Художник сверху, чуть выше голов. Насчет источника тьмы ерунда была, от источника света должны быть тени, хоть его и нет.

 

Я.

Кстати, раз уж речь зашла о тенях. Очевидно, таких теней не получится, если свет в этот каменный колодец проникает сверху.
Если приблизительно оценить, где источник света, то ты увидишь СВЕТОВОЙ КОНУС, который сходится к точке, где парят две маленькие птички.

Источник света - невидимый, ДУХОВНЫЙ...
Здорово, да?

 

Игорь.

Я думал, просто большое окно со стороны зрителя. Так что солнце освещает только стену выше голов. Но тени заставляют согласиться с тобой.

 

DNA.

При таких тенях, похоже что над художником что-то типа навеса или крыши. И свет бьет как-то сверху от нас и отражается от противоположной стены.

…А птицы-намек на святого духа?

 

Я.

Теперь о том, где художник. Конечно, он выше круга. Но с другой стороны - если посмотреть, где линия горизонта, то она - очень ВЫСОКО, то есть как бы противоречие...
Несколько слов еще о свете. Картина действительн ВСЯ СВЕТИТСЯ. И в то же время - она трагична.
Заметил еще деталь: несмотря на огромную важность всего совершающегося для арестантов, два сыщика в цилиндрах отвернулись и разговаривают о чем-то, будто ничего и не произошло.
Третий - полисмен - смотрит на часы.

Игорь, вглядись внимательно, и ты увидишь световой конус...
А теперь я начал по-новому видеть этого человека, заключенного, который к нам самый близкий.
Он ЯВНО ИДЕТ НЕ ТУДА.
Вам не кажется?

 

Игорь.

Я не уверен в важности для арестантов. Для них прогулка выглядит как вечная; каждый - в каком-то "окончательном" состоянии (хотя свое у каждого).

 

Я.

Он и не может идти ТУДА, потому что у него закрыты глаза.

 

Игорь.

Ага. Второй идет к нам. А первый как бы только что шел к нам, но - не сложилось?

Да. Этого я не увидел. (про глаза).

 

Я.

Игорь, круг задает некую динамику чувств. Справа - в первую половину - арестанты оживлены, головы приподняты, слева - вторая половина пути, наоборот, все кончилось. Головы опущены. Опять в каменный мешок камеры. Ничего не произойдет.
Когда я был маленький, у меня была ткая игрушка: вращающийся барабан с прорезями, и там внутри ленты с рисунками. Это вроде мультипликации. Ван-Гог очень часто использовал "принцип мультипликации", дававший мощную иллюзию движения. Посмотри потом "Красные виноградники"... Примерно то же самое и тут.
Вот только центральный заключенный выбивается из общего хора.
Он вообще НЕ ИДЕТ, а - судя по углу ступней, - ЛЕТИТ.

Все это дано полунамеками... С первого раза и не углядишь.
Этот заключенный - своего рода зеркальное изображение самого Ван-Гога в виде куклы, подвешанной на веревочке и поставленной в общий хоровод.
Таким образом, художник как бы ставит себя в общий ряд с заключнными...

 

Игорь.

Все же нужна лучшая репродукция. А так начинаю видеть "желаемое". Например, меня сбивает параллель с "Бурлаками на Волге". Особенно: Второй и Третий тут - старик и молодой (3-й и 4-й - сейчас уже плохо помню) там.

 

Я.

В этой картине еще много чего можно увидеть...
Сегодняшнее занятие мы заканчиваем, но в конце я хотел бы вернуться к первоначальному восприятию Игоря:
КОНТРАСТ МЕЖДУ ДРАГОЦЕННОСТЬЮ МИРА И УЖАСНЫМ
КРУГОМ (ХОРОВОДОМ) ИНФЕРНО.
О чем картина. Наверно, теперь мы можем сформулировать это так -
чувство резкой БОЛИ от понимания изначальной и возможной КРАСОТЫ МИРА и его реальной дебильностью и несвободой...
Я думаю - это главная мысль, к ней стекается остальное.
Оказывается, живопись - тоже "вся из мыслей".

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz