КОД РЕМБРАНДТА

 

 

Перед вами картина Рембрандта «Ассур, Аман и Эсфирь».

 

 

 

Посмотрите внимательно.

Знаете ли вы сюжет?

Напомню. Советник царя Ассура Аман собирается уничтожить евреев. Эсфирь, коасавица, бывшая возлюбленная царя, вновь появляется во дворце, чтобы спасти евреев. Это – Библия, Ветхий Завет, «Книга Эсфири». Конец истории: ей это удается. Эсфирь становится героиней еврейского народа.

Но на картине - момент самого решения, когда карты открыты...

Что напоминает картина? Какую ассоциацию вызывает?

(Забудьте о сюжете).

Моя дочь сразу сказала: весы.

Да. Мы в Нидерландах времен буржуазной революции. Весы – символ торговли, но здесь речь о другой «торговле», эти весы – родственники тех, что держит Фемида, аллегория правосудия с завязанными глазами.

Картина и в действительности напоминает весы с двумя чашками. Ассур (или Артоксеркс?) поднимает жезл как перекладину весов. Эсфирь ближе, но мы знаем, что чем ближе чаша к перекладине, тем меньше ее вес сказывается на положении чаши.

Вес. Рассмотрим картину с этой точки зрения…

Эсфирь олицетворяет свет (огонь) и воздух - ее плащ напоминает крылья,он неВЕСом. Наоборот - взлетает.

Аман в темноте, в черноте как ЗЕМЛЯ, сидит далеко и много ВЕСит. Плотно поставил он руку с чашей (ВОДА) на стол.

(Таким образом – уже есть ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА-СТИХИИ).

Власть, аргументация, мужское начало, реальность жизни - то, что он собой олицетворяет. Эсфирь разводит руками: никаких "аргументов" у нее нет! Единственный аргумент - это она сама... ее пронизанная светом красота...

Свет.

Он идет ОТКУДА?

Внимательно приглядевшись, понимаем: светильник стоит ЗА СУНДУКОМ у ног Эсфири, поэтому мы его и не видим. Он освещает саму Эсфирь, ее плащ, и - руку и плечо Ассура, а с другой стороны - тень от Эсфири, отделяющая Ассура от Эсфири, как бы она ни тягулась к нему... Ее брови приподняты, делают ее лицо почти некрасивым, но рождающим жалость...

И Свет во тьме светит… Источник Света НЕВИДИМ, но он существует…

Что победит в МИРЕ? Безупречная власть аргументов и "социал-дарвинизм" государственника-Амана?

А в чем, собственно, его аргументы? В конечном итоге его стремление уничтожить евреев вызвано лишь одним – Мордухай (еврей) не поклонился ему. Все остальные аргументы, как бы ни была велика их сила, их ВЕС, - пусты, вторичны.

Мельчайшие причины личного характера («принцип носа Клеопатры») вызывают величайшие исторические потрясения, приводят к войнам и геноциду… Отсюда – необходимость ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТИ, на конкретных людей, стоящих у власти.

*****

«Рарумное решение» по Аману?

Или надо закрыть глаза и поверить Эсфири? То есть - любви?

*****

Может быть, главный вопрос, стоящий и поныне перед людьми.

 

-----

Все сказанное имеет отношение к изучаемой нами проблеме МЕРЫ (откуда, собственно, и появились ВЕСЫ, как и у того Ангела...).

Речь идет о морали познания. "Свободная" истина спокойно становится аморальной.

И есть такой еще аспект: познаваемый нами Мир (и прежде всего социальный космос) сложен, требует обращения как с равным себе по сложности; тогда любой мыслительный акт, любая гипотеза и даже теория (то, что называют в общественных науках концепцией) должна управляться ЗАБОТОЙ И ЛЮБОВЬЮ К ЛЮДЯМ. Иными словами: прежде чем высказать гипотезу, я должен тридцать раз подумать - к чему это приведет.

По-моему, в этих простых формулировках смысл парадоксальных идей Ефремова о Мере в приложении к познанию.

Hosted by uCoz