Евгений Беляков

«Новые» революции

1. Барьер роста

 

В 1837 году в Париже в старости и в нищете умер Шарль Фурье, один из значительнейших умов своего века, социалист-утопист. В последние годы своей жизни он не покидал дома. Он ждал.
Великий старик ждал европейских монархов, президентов, принцев, банкиров, политиков. В течение 30 лет он написал огромное количество писем, в том числе Наполеону, Ротшильду, Николаю I, многим ученым… Они должны были появиться в его нищенском обиталище в любой день в 12 часов, чтобы узнать, как сделать свои страны, Францию, Америку, Англию, Италию, Россию - разумными, счастливыми и богатыми. Ведь его рецепты построения совершенных фаланг для проживания людей будущего были так хороши, так мудры!
----
Врезка. Фаланги - идеальные ячейки будущего общества Фурье, производственно-производительные ассоциации по 1620 человек.
----
Но никто не пришел к великому мечтателю.
Со дня смерти Фурье прошло много лет. Изменилась обстановка. Произошло много революций, на которые старец не рассчитывал, но именно с целью установления строя, который он задумал. Правда, ничего не вышло. Изменилась наука, прошла и, как многие считают, заканчивается (так это или нет - покажет будущее) научно-техническая революция. Прошел 19-й, 20-й, начался 21-й век…
И если бы теперь в Париже какой-нибудь светлый мыслитель ожидал сильных мира сего, чтобы рассказать им рецепт спасения цивилизации, то думается мне, ему пришлось бы ждать не так долго, как великому Фурье. Все дело в том, что нынешняя цивилизация поставила человечество перед страшной чертой, за которой его ждет гибель. И катастрофа неизбежна, если все будет идти так, как оно идет сейчас… Теперь уже не старец Фурье ждет появления монархов, а современные ученые и политики, вероятно, ожидают появления нового Фурье, который даст им надлежащий совет.
Но новый Фурье не появляется.
Никто не подходит на его роль. Недостаточно гениальны. Я надеюсь на «коллективного Фурье»: что соберутся думающие люди, помирятся, начнут думать и что-нибудь придумают…
_______

Ученые еще в 20-х годах прошлого столетия поняли, что Земля переживает переходный период от послеледникового голоцена к такому периоду, когда важнейшим геологическим фактором становится деятельность человека (ибо результаты ее по меньшей мере сравнимы с изменениями, творимыми ледником). Равновесное постголоценовое состояние биосферы было названо Ноосферой.
Переход к Ноосфере необходим. Это естественно-исторический закон. И сейчас мы с изумлением наблюдаем, как он действует. Все-таки естественно-исторический закон - это не закон природы и не закон общества. Ведь все-таки общество мы наделяем какими-то элементами «свободы выбора», что, казалось бы, противоречит любому природному детерминизму, если из него (как для иных законов природы) нет исключений.
Но на этот раз мы воочию видим, видим сами, как все это происходит. «Природа» ставит перед нами жесткую дилемму: либо мы осуществляем коренные шаги по направлению к Ноосфере, либо дело наше - плохо, мы все, скорее всего, погибнем. Понимание этой неумолимой дилеммы пришло в конце 20, в начале 21 века. Постепенно люди проникаются этим пониманием, хотя, что очевидно, многие все еще закрываются, уходят от проблемы, игнорируют ее. Между тем, чем ближе будут сроки приближающейся катастрофы, тем, очевидно, все больше людей будут осознавать ее масштабы и роль в ней человеческого бездействия и их сознательной слепоты.
Об этом много говорится, и именно потому, что говорится много, существует реальная опасность забалтывания проблемы. Это один из способов психологической защиты общественной психики от признания неумолимой необходимости что-то делать. Между тем неприятная правда пробивает себе дорогу сквозь иронию интеллектуалов, непонимание элементарного, нежелание в чем-либо разбираться и откровенный эскапизм у обывателя.
----
Врезка. Эскапизм - стремление уйти от действительности в мир иллюзий.
----
Катастрофа при нашем бездействии неизбежна уже хотя бы потому, что конечны ресурсы Земли. Между тем те основные принципы, на которых основана современная промышленность, подразумевают именно производственное потребление невосполняемых ресурсов. Какая разница, когда произойдет тот самый «час Икс», когда выяснится, что ресурсов больше нет: через десять, или через сорок, или через семьдесят лет? Совершенно ясно, что это будет достаточно скоро. Существуют достаточно надежные оценки по разным видам ресурсов, которые нет смысла приводить в обобщающей работе, но все эти сроки, как правило, принадлежат именно 21-му веку. С другой стороны, промышленность еще всерьез даже и не приступила к переходу на «замкнутые циклы», на использование возобновляемых ресурсов. И это ясно почему: в условиях рыночного хозяйства собственникам и организаторам производства выгодно использовать даровые ресурсы гео- и био- сфер. И поэтому на принятие решений в области экологии оказывается самое жесткое давление. В действительности, руководители хозяйственных единиц никогда не живут в тех же условиях, как и большинство их рабочих, поэтому они гораздо меньше заинтересованы лично в экологичности своих предприятий.
Очевидно, что такой переход не может произойти быстро: существует определенная инерция в любых процессах технического перевооружения. Возникает мысль, что такая перестройка может быть сравнительно безболезненно осуществлена рядом развитых стран за счет источников нефти, угля и пр. ресурсов, которые они не разрабатывают, закупая эти ресурсы в других странах. И казалось бы, для любой страны в нашу эпоху совершенно необходимо позаботиться о таких запасах на длительный период перестройки. Пока же, наоборот, к ней готовится лишь ряд высокоразвитых стран (например, США), тогда как другие страны неизбежно обречены на катастрофу.
Однако катастрофический период, начиная со второй половины XXI века, не может не затронуть и высокоразвитые страны, даже имеющие запасы ресурсов, так как все страны в мире сильнейшим образом взаимосвязаны, притом не только торгово-экономическими и политическими связями, но и мощными психологическими силами, которые не дадут выживающим странам равнодушно взирать на агонию остальной части земного шара. В результате можно достаточно уверенно сказать: критических событий не избежит ни одна из стран мира, ни слаборазвитая, ни высокоразвитая. Действительно, многие детали будущего кризиса, вероятно, просчитаны на мощных компьютерных моделях, но, как это ни удивительно, с самого начала глобальные модели такого типа не учитывали "человеческий фактор" и человеческую психологию. Можно предполагать - не учитывают и сейчас.
В России промышленный кризис произойдет гораздо скорее, поскольку она напрямую перекачивает свои нефтяные и прочие ценные запасы в экономику богатых стран. Несмотря на необычайную «одаренность» России полезными ископаемыми, они будут перекачаны уже в ближайшие 25-30 лет. И уже у наших детей возникнут принципиальные трудности с необходимыми благами жизни, не говоря уж о том, что у них не будет никаких возможностей обеспечить старость нынешнего поколения.
Земля - шар, что прочно установлено еще древними греками. Перед мысленным взором каждого нашего современника маячит рекламная фотография - бело-голубой шарик на фоне черного Космоса. В этой фотографии важна лишь ее стереометрическая составляющая: площадь шара конечна (в отличие от плоскости). Это ставит неумолимую преграду размножению человечества, которое когда-то прочно уверовало, что земля плоская. Так прочно, что трудно переучивается.
Динамика роста населения Земли приблизительно такая:
1900 г - 1,5 млрд
………
1950 г - 2,5 млрд.
………
1990 г - 5 млрд
2000 г - 6 млрд
2010 г - 7 млрд (?)
2020 г - 8 млрд (?)
Впору вспомнить священника Мальтуса, несправедливо заклеванного «классиками»!
В настоящее время высказываются самые разные предположения, куда именно повернет кривая роста населения. Отмечается, что рост несколько замедлился в последние годы. Но уменьшается, как мы видим, не население, а скорость его роста, остающаяся положительной величиной, то есть население - растет. И оно будет расти еще, скорее всего, не менее ста лет.
Демографы предсказывают, что постепенно население достигнет определенного максимума, после чего начнет уменьшаться. Существуют разные сценарии. Наиболее оптимистичные относят максимум к 2075 году при общем населении примерно в 8-9 млрд. чел. Но даже и при таком раскладе кризиса не избежать. Затем население, по прогнозам, должно уменьшиться до 2,5 млрд., хотя каковы детали этого уменьшения - не ясно.
Ясно одно - что рано или поздно (на протяжении 21-го века) произойдет-таки заполнение «теремка», и тогда на Землю обрушится массовый голод и другие напасти. Самое страшное - даже не сам рост общего показателя, а дисбаланс региональных показателей, приводящий к социальным бедствиям гораздо раньше, чем если бы рост населения происходил плавно во всех странах.
Например, в России при 140 млн. населения ежегодно вымирает приблизительно 2 млн. (1 млн. пополняется приезжими). Таким образом максимальная длина жизни российского общества, если не будут проведены в жизнь самые решительные шаги, 140:2=70 лет. Но на самом деле критическая черта находится гораздо раньше, в районе 2030 года. Говорят, в России может начаться «беби-бум». Что совсем не фантастично, так как людям уменьшили пенсии и не оставили надежд на независимую старость; теперь семья заинтересована в детях как в наилучшей гарантии более или менее нормальной старости. Но даже если это и произойдет, то эти дети не успеют вырасти до кризиса. К сожалению, мне не удалось получить данные о демографической ситуации в РФ по регионам и субъекам Федерации, а также по национальному признаку. Но есть основания полагать, что положение с русским населением гораздо хуже, чем с населением РФ в целом.
Резкое уменьшение населения коренных территорий России при резком увеличении населения прилегающих стран особенно усиливает и не может не усиливать критические тенденции. В России неизбежно возникает напряженность на почве национального вопроса. И очень возможный на этом фоне приход к власти националистического (полуфашистского) лидера - способен лишь значительно сократить сроки существования России. И неизвестно, способна ли она будет воспрянуть, как это сделала Германия после того, как войска антифашистской коалиции уничтожили Гитлера. Сможем ли мы этому противостоять?
Трансформации возрастной структуры, без сомнения, поставят перед нашим обществом трудное испытание «на доброту». Население «постареет», и работающих станет мало. При этом неизбежно возникнет острая «проблема поколений», осложняющаяся дальнейшим снижением уровня «человеческого фактора»: на образование и воспитание детей будет так же не хватать общественных денег, как и на содержание стариков. Практически нет шансов нашему обществу это испытание с честью выдержать. Не так много осталось этой чести…
Я не буду здесь приводить ужасающие цифры необратимой гибели природы буквально за последние десятиления. Не буду говорить и о других фактах, свидетельствующих, что общецивилизационный кризис на планете Земля приблизился к нам вплотную. Достаточно и сказанного. Уже никак нельзя игнорировать хотя бы сам факт существования Рубежа, который нам суждено попытаться перейти. Либо человечеству (с неизбежными при том потерями) удастся это совершить, либо оно уничтожит само себя или отбросит на столь ранние фазы развития, что для возврата потребуются десятки тысячелетий. То есть все жертвы, принесенные эволюцией на долгом пути человечества из темного царства биосферы, все страдания рабов, тех, кто погиб в многочисленных войнах, природных катастрофах, эпидемиях болезней и жестокости, все откровения ученых, все надежды, которые когда-либо возлагал человек на будущее своего рода, окажутся напрасными.
Это напоминает Апокалипсис. Возникает подозрение, что вышесказанное - это всего лишь перепевы старинной эсхатологической традиции: ведь, например, все Средневековье было наполнено туманными слухами о приближающемся конце света. Требуются, наверно, дополнительные исследования о роли эсхатологического компонента в обществах, культивирующих личностное мировосприятие.
----
Врезка. Эсхатология - учение о конце света.
----
Утонченные мистики на заре эры цивилизаций ощущали «вину» общества перед природой и предчувствовали цивилизационный кризис. Своеобразно трактуемой эсхатологией исполнен также и марксизм. Он стал первой попыткой создания всеобъемлющей ноосферной философии, хотя преимущественно рассмотрел лишь экономический блок проблем, которые Маркс считал "базисом" всех остальных проблем. Еще не был в достаточной мере осознан системный и общепланетный характер происходящего, многие процессы виделись в далекой перспективе, общество, к которому необходимо было перейти (коммунизм), воспринималось как окончательный идеал, после достижения которого развитие становится уже не нужным. В этом заключался, безусловно, некий мистический компонент.
Однако сейчас дело обстоит совсем иначе. Речь идет о вполне очевидной для всех возможности катастрофы человеческой цивилизации, не являющейся «трансцендентальной» (вызванным божественным вмешательством наказанием за некий первичный грех, которым начинается любое повествование в волшебных историях). Опасность, которая над всеми нами нависает, - не плод фантазии, но научное предвидение, экстраполяция существующих тенденций.
----
Врезка. Экстраполяция - обобщение действия тех или иных закономерностей на более широкую область.
----
Приближение этого Часа Быка истории (по верованиям востока, переломного момента ночи, 2 часа) ощущается людьми все сильнее. Страх и неуверенность охватывает людей. Жестокая необходимость выживания приводит к «прожиганию жизни», к утрате ее смысла. Россия, где все эти процессы зашли очень далеко, стала лидером по показателю числа самоубийств. Под угрозой исчезновения в России оказались главные, необходимые для самого существования общества ценности, такие как: добро, согласие, сострадание, разум, забота о ближнем, защита жизни, основы воспитания. Не малую роль в этом играет утрата высоких и далеких целей в обществе, ощущение одиночества и страха перед жизнью.

 

2. Революция XXI века

 

Трудности переходного периода связаны, очевидно, со становлением Ноосферы, с развитием наук и технологий. Сначала на них возлагались огромные надежды. Считалось, что НТР чуть ли не автоматически перестроит человеческое общество. Потом оказалось, что она способна оставить после себя развалины. И тем не менее именно на человеческий разум, на науку и новые технологии только и может возлагать надежды человечество. Прежде всего - на тот уровень науки и техники, который достигнут сейчас, потому что, как выясняется, новые достижения и открытия происходят недостаточно быстро, чтобы надеяться на них как на спасительное волшебство. А тот уровень науки, который достигнут в наши дни, совсем не бессилен против надвигающихся бедствий. Разумеется, в том случае, если он не будет утрачен в результате ошибочной политики государства в области образования народа.
Однако в конце XX века наука вплотную подошла к пониманию фундаментальных проблем жизни человека и общества. Возникла возможность дальнейшего развития общества по пути, на котором доминирует разум, а не слепые силы. Появилась надежда на решение крупнейших общественных проблем.
Сущность того, что требуется сделать:
- остановить разбазаривание, значительно уменьшить и - в перспективе - вообще остановить использование природных ресурсов планеты, то есть осуществить перевод производства на "замкнутые циклы"; остановить гибель природы;
- осуществить меры по регулированию рождаемости.
Все это возможно реализовать лишь согласованно как в рамках отдельных культур планеты (культурных регионов), так и на основе достижения договоренности о "демографических квотах", развитии промышленности и использовании общечеловеческих природных резервов. Речь должна также идти о планировании расширения "дома" человечества - то есть об освоении Космоса.
Оказывается, будущее требует гораздо большей степени международных и межкультурных контактов, согласия различных стран, культур, конфессий, отказа от индивидуального и группового эгоизма, уважения к разуму и свбодному развитию. В этом ключе должно быть построено воспитание детей и взрослых, общая на всех этика объединяющегося человечества, ставящая заботу о людях в центр внимания минимальных управленческих структур. Ведь общечеловеческие проблемы коренятся в психологии каждого отдельно взятого человека. Решение демографических и экологических проблем невозможно без "переделки" самого человека. Что означает: история ставит перед человечеством важнейшую не только техническую, но в первую очередь ЭТИЧЕСКУЮ проблему.
Наряду с задачами одновременно появляются и средства к их разрешению. Это «загадочное» свойство сверхсложных систем находит объяснение при анализе диалектических законов, свойственных системам класса симхионов, к коим относится и земная цивилизация.
----
Врезка. Симхион - сложная развивающаяся система, несущая в структуре "запись" своей истории.
----
На протяжении всей миллиардолетней истории биосферы выход из эволюционных тупиков находился, он был. Предполагая, что характер эволюции не изменился, мы приходим к выводу, что выход для человечества из образовавшегося тупика обязательно найдется. Обратное предположение противоречило бы «коперникианскому принципу» равноправия временных точек. Однако чтобы его достигнуть, от людей потребуются активные действия, саморазвитие, альтруизм, готовность к принятию нового, совместное мышление. Да, выход есть, но он не будет подарен нам милостью божией, мы сами должны бороться за наше коллективное выживание как биологического вида. И если мы промедлим, то могут наступить необратимые события, "точка возврата" будет пройдена и катастрофа станет неминуемой.
Предстоящие изменения я называю революцией, потому что они должны проводиться быстро (в целом в мире до 2070-90 годов, в России приблизительно до 2030-50 годов, хотя и эти даты приблизительны), и в них должны участвовать широкие массы населения. Под этим словом вовсе не предполагается никакой «романтики» революционного насилия. Очевидно, что при проведении «новой» революции необходимо минимизировать любые проявления насилия.
Моделью, прототипом будущих «трансформаций», мне кажется, можно считать бархатные революции и антивоенное движение в конце XX, начале XXI века в восточной и западной Европе и США. Одна из важнейших их особенностей - бескровность. Как бы ни оценивать их результаты, существенно одно: значительные преобразования происходят без применения силы, без вооруженного восстания, расстрелов правительственных зданий, демонстраций и мирных граждан. Тогда как события 1993 года в России показали, что наша страна еще не готова к такому сценарию развития событий («марионеточный» путч 1991 г. не в счет). В связи с этим хотелось бы ответить на ряд возможных возражений от людей, разочарованных в демократии.
Есть разные трактовки слова «демократический». Если говорить о демократии в прямом смысле слова, то есть как о строе, где население принимает участие в политическом выборе страны, то я не вижу никакого негативного смысла в этом понятии. Конечно, мы имеем целую традицию критики демократии (начиная от Платона). Но критика эта относится, скорее, к определенным типам редукции демократического устройства. Вполне очевидно, например, что в запутанных и неясных условиях выбор, осуществленный некомпетентными людьми (даже большинством населения), не может претендовать на демократичность. Особенно, если «работают» мощные силы массового гипноза, в том числе использующие СМИ.
Демократия предполагает достаточно высокий уровень политического образования народа (и в этом разница между демократией и охлократией - властью толпы, а также и так называемой «управляемой демократией», основанной на методиках пиара).
----
Врезка. Пиар (PR-технологии, "паблик рилейшн") - методы манипулирования общественным мнением.
----
Поэтому она предполагает постоянное политическое воспитание народа, его участие в совместных политических акциях, клубах и пр. Существует очень верное высказывание, неизвестно кому принадлежащее: «Нет демократии без педагогики, нет педагогики без демократии».
Но очевидно, что Ноосферное общество обязательно должно быть демократическим. Это единственный надежный барьер против образования элиты, интересы которой противоречат интересам общества в целом. Общество должно иметь возможность путем прямых выборов переизбрать правящую «верхушку», чтобы коренным образом изменить направление политического процесса. Для «бархатных революций» начала XXI века важно даже не столько КТО будет избран, как достижение, завоевание обществом САМОЙ ВОЗМОЖНОСТИ перевыборов, мирных переходов власти от одних лидеров к другим. Именно с этой точки зрения нужно, мне кажется, оценивать украинские события, ныне происходящие. Очень не случайно, мне кажется, один из российских губернаторов приравнял «оранжевую революцию» к бедствиям вроде терроризма.
С этой точки зрения второстепенным становится вопрос о «сделанности» «бархатной революции», о «черном пиаре» и «деньгах США». Невозможно «сделать» демократический переворот без априорной поддержки со стороны широких масс, большинства населения. Необходимо большинство во всяком случае 65-70%, иначе затруднительно применить «ненасильственные технологии». Если бы было возможно «подкупить» такие массы населения или «загипнотизировать» их или «обмануть», то почему же искусные политтехнологи, которые об этом твердят, не сделают этого сами? Ведь даже по самым строгим этическим меркам политтехнология не является чем-то аморальным. Существует наука политических переворотов, и есть ее раздел, называющийся «Как сделать переворот бескровным». Быть в чем-либо искусным - хорошо, а не плохо.
Разумеется, было бы опрометчиво сказать, что люди, участвующие в «бархатной революции» все поголовно - личности, способные на самостоятельный акт решения, и что никакого «социального гипноза» в происходящих событиях нет. Но люди, в них участвующие, проявляют выдержку и сдержанность, что показывает их достаточно высокий уровень политического развития. Такой, какого мы, к сожалению, пока не имеем в России. Такой, к какому мы пока в России только еще стремимся.
Вся теперь забота - о том, чтобы наше общество в преддверии грандиозных событий (а ведь в России с ее огромными размерами все системные события грандиозны) прошло своего рода школу личностного роста и оказалось к ним готово. В этом, как я полагаю, состоит суть задачи «новых революционеров» на ближайшие 15-20 лет. Важность этой работы связана с четким пониманием, что каждое успешно проведенное дело в этом направлении равноценно сохранению энного количества жизней через несколько десятилетий.
Для "ноосферной революции" совершенно новую роль начинает играть этическая проблематика. Каждое социальное преобразование должно тщательно ОЦЕНИВАТЬСЯ на весах «добра» и «зла». Причем эти весы устроены не так, как обычные весы на рынке. Общество - симхион (своего рода организм). Страдания общества КАК ЦЕЛОГО не складываются арифметически из страданий отдельных индивидов. Формула интегрирования оценок по шкале «горе-счастье», на самом деле, совсем не так проста.
Я полагаю, что в будущей «Академии Горя и Радости» (назовем ее так, следуя Ивану Ефремову) будет принят вариант интеграционной формулы, включающей не сложение, а более сложную функцию. В традициях теории игр было бы очень естественно, по-моему, принять минимаксную стратегию. То есть среди альтернатив выбирать максимум из значений минимальной оценки ситуации для каждого участника: max(minXij), где Xij - оценка j-й ситуации i-м участником, минимум ищется по i, а максимум - по j; в конечном итоге нас будет интересовать только индекс «целевой» ситуации (j). В результате к такого рода оценкам может быть применен весьма совершенный математический аппарат современной кибернетики. Вероятно, я не первый, кто предлагает такую «кибернетическую этику».
Так или иначе, но каждый шаг, каждый проект в обществе должен проходить тщательную проверку с учетом его возможных далеких последствий. Это касается и любых проектов социальных преобразований. Крупная политическая реформа, поддержанная выступлениями народа (новая революция) не может не проходить оценки «Академии Горя и Радости», и прежде всего условием для такого проекта должна быть его широкая поддержка людьми. Например, гражданская война в России после революции 1917 года была связана с тем, что большевики опирались на меньшинство населения, пролетариат, составлявший около 10% населения. Поэтому они были вынуждены применять жесточайший террор хотя бы для собственного выживания (им ведь было известно, чем закончилась Парижская Коммуна). Но невиданные страдания обрушились на все население России.
Если мы не хотим повторить этот трагический опыт, нужно иметь поддержку большинства приблизительно в 65-70%. Это значит, что, прежде чем приступать к реформам, необходимо достаточно долго готовить к ним общество.
Первая борьба, первая «война» должна быть ЗА ЧЕЛОВЕКА. За воспитание и самовоспитание. Это будет прежде всего война с бюрократами. На этом этапе нужно бороться за свободу информации, мысли, за свободное время для саморазвития. Речь идет о создании «субкультуры», противостоящей навязываемой современным обществом масс-культуре. Нужно разоблачать СМИ и распространять альтернативный образ жизни с контролем за СМИ. Нужно поддерживать контакты с властями, осуществляемые в режиме дискуссии и контроля за соблюдением законности. Вести диалог, переубеждая отдельных представителей власти, раскрывая проблемы и воспитывая ответственность. Скажут: ну это как у Салтыкова-Щедрина сказать щуке: "А знаешь ли ты щука, что такое добродетель?" Увы, другого выхода как учить щуку добродетели нет, хотя это и опасно для премудрого пескаря. Но нужно выжать из легальных возможностей все. Если власть осуществляет пиар, то социум должен осуществлять обратную работу с властью - своего рода антипиар.
Нужно искать новые методы перемен, политического воспитания масс на ненасильственных акциях. Звать к минимизации насилия, утверждая, что оно этически допустимо лишь в крайних, исключительных случаях, когда иного выхода нет, и должно быть ограниченно необходимостью. Нужно учесть негативные следствия революционного насилия для самого революционного народа. Правящая верхушка будет разложена правдой морально и идейно и перейдет на сторону народа.
Главное, что необходимо требовать на начальных этапах борьбы - право на саморазвитие, включающее свободу информации. Речь идет о создании ноосферной субкультуры ("противокультуры", культуры ненасильственного сопротивления господствующей культуре). А ноосферная субкультура не может быть придумана и создана одним единственным человеком (каким-нибудь Фурье XXI века).
Ноосферная субкультура - это ключевой компонент будущих перемен. Ее основа - протестное отношение людей к масс-культуре, насаждаемой средствами массовой информации, контролируемые государством и коммерческими структурами. Можно воспользоваться естественным стремлением людей к правдивой и лишенной элементов психологического программирования информации. Но даже для создания таких альтернативных источников и трафиков требуется общественная «цензура», отсекающая лживую, манипулирующую людьми, вредную для психики информацию.
Человек многие тысячеления формировался в условиях коллективизма. Это ложь, что "природа человека зла". Последние тысячелетия лишь слегка исказили внешнюю часть коллективистских и альтруистических "природных" социальных программ человека, но их "основное ядро" осталось неизмененным за это сравнительно короткое по историческим масштабам время. Возможность серьезной порчи генотипа абсурдна для любого, знакомого с современной генетикой. Поэтому задача носферной субкультуры - пробудить древние мудрые программы в человеке, ориентирующие его на взаимопомощь и самопожертвование. Мы должны обратиться к людям с надеждой на их человечность, на пробуждение их природной доброты.
Союзником новых революционеров ("прогрессоров") будет интернет, ксероксы, видео. Эта борьба требует усилий и самопожертвования. Так как она ведется во имя просвещения общества, нужно, чтобы сами революционеры обладали высокой интеллигентностью, большими знаниями, владели высокоэффективными методами убеждения. Но главным методом убеждения всегда был и будет личный пример альтруизма и служения обществу. То есть такого поведения, которое на деле противостояло бы пропагандируемому в СМИ нарциссически-эгоистическим стандартам и ценностям общества потребления.
Нужно разоблачать ложь и распространять альтернативный (гуманистический и альтруистический) образ жизни и ценности. Воспитывать новое поколение на примерах самостоятельности в принятии решений, учиться и распространять опыт помощи и заботы. Вкратце ноосферную субкультуру можно определить как межличностные отношения, основанные на разуме и на признании высшей ценностью творческой работы на радость близким и далеким людям, а низшей антиценностью счастье одних, построенное на крови и горе других. То есть та же «Академия Горя и Радости», но только внутри каждого человека. Эта заповедь лучше всего выражена в старом лозунге, родственном настрою людей в древней общине: «Наша цель - счастье людей!».
Кроме того, уже на этой подготовительной фазе необходимы тесные контакты с высокопоставленными людьми властных структур, чтобы показать им неизбежность цивилизационного Барьера и насущную актуальность решения экологических и социальных проблем для них самих и для их детей. После этого можно будет надеяться, что общество окажется готовым мирными путями перейти на «новые румбы». В настоящее время мы находимся лишь на фазе создания ТЕОРИИ и самовоспитания для этой нелегкой, но исключительно МИРНОЙ работы. И первым шагом должна быть подготовка самих подготовителей.
О роли во всем этом интернета.
Интернет стал новым фактором объединения людей. Он создает новые возможности для развития ноосферной субкультуры хотя бы уже тем, что дает возможность людям найти друг друга на разных концах Земли. Однажды, уже «засветившись» в интернете, я осуществил поиск в Яндексе (одной из популярных поисковых систем интернета). Не помню, что еще я там искал и нашел ли это, но - что самое интересное - в том числе нашел я самого себя. Из множества, из миллионов сайтов поисковик четко вывел меня на мой собственный сайт. Точно также в интернете могут встретиться два близких по интересам и мировоззрениям человека, живущие в разных странах или городах. В жизни они никогда не встретились бы. Их свел интернет.
Интернет может подружить небольшую компанию из 3-4 человек. Эти «ячейки» могут объединиться в более крупные информационные «узлы» второго уровня, обладающие стройной структурой и правилами. Примером такого «узла» является Noosfera Konkordo. Мы потратили довольно много времени, чтобы придумать правила работы Noosfera Konkordo (так называемый ОПУС - сокращение от «основные правила узла связи»), и я полагаю, что эти правила могли бы стать одним из возможных эталонов при создании других узлов.
Noosfera Konkordo - сетевая («виртуальная») коммуна. Ее виртуальность в том, что она объединяет людей в виртуальном информационном пространстве. Однако она существует реально, состоит из людей, способных и настроенных на действие. Согласованные действия людей в разных концах страны могут показаться бессмыслицей, но это совсем не так.
Каждый из нас в своих контактах с миром и с самим собой совершает поступки, часто ошибочные, вызванные отсутствием информации, неуверенностью в себе, невозможностью охватить все стороны проблемы, неумением взглянуть на себя со стороны, верно оценить себя. Часто человек чувствует себя дискомфортно уже просто потому, что некому его вовремя похвалить или притормозить. Все это решает узел связи (информационная коммуна). Постоянно контактируя с близкими себе по духу и по психологическим качествам людьми, можно избавиться также от преследующего современного человека постоянного чувства одиночества, приводящего к потере смысла существования. Можно найти импульс к саморефлексии и самовоспитанию, к лучшей организации своей жизни и взаимоотношений с близкими людьми. Для юных это прекрасный способ разыскать свою «половинку». И это будут отношения, одухотворенные общей борьбой за высокие идеалы, в тысячу раз более глубокие и осмысленные, чем любовные интрижки, пропагандируемые на все лады СМИ и рекламой.
В условиях начавшихся революционных изменений сетевая коммуна дала бы возможность молниеносных согласованных коллективных акций в разных местах, неожиданных и потому могущих сильно воздействовать на развитие ситуации. Сетевая коммуна в том варианте, который зафиксирован ОПУСом, почти что неуязвима, так как полностью легитимна, позитивно настроена и практически не может быть «обезглавлена»: ведь у нее нет официального лидера; любой участник при необходимости может координировать любое мероприятие.
Ноосферная субкультура, выстроенная на основе информационных узлов-коммун, является РАСПРЕДЕЛЕННОЙ системой без единого центра. Это невидимая армия, которая действует согласованно по той причине, что ее «солдаты» одухотворены единой идеей принесения добра людям. А логика добра одна на всех. Альтруистическая инициатива становится своего рода «фокальной точкой» теории рефлексии Лефевра: люди могут одновременно начать согласованное действие, даже не обменявшись друг с другом электронным письмом. Впрочем, и обменявшись тоже.
----
Врезка. Фокальная точка - выделяющийся объект, о котором каждый из взаимодействующих индивидов думает, что его выделяют другие, а также думает, что другие думают, что он его выделил и т.д. до бесконечности.
--------

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Отрывки из книги "Галактика Интернет" Мануэля Кастельса, Екатеринбург, У-Фактория, 2004, стр. 165-171. (Все авторские ссылки опущены).

"Общественные движения XXI века, решительные коллективные действия, нацеленные на преобразование системы ценностей и институтов общества, заявляет о себе в Интернете и посредством Интернета. Рабочее движение, пережившее промышленную эпоху, объединяется, организуется и мобилизуется с помощью Интернета и внутри Интернета. То же самое делают и бесчисленные движения защитников окружающей среды, женщин, различные движения борцов за права человека и этническую идентичность, религиозные и национально-освнободительные движения, а также защитники и сторонники культурных проектов и политических инициатив.
...В середине 1990-х годов движение сепаратистов в мексиканском штате Чьяпос захватило воображение людей во всем мире, организовав поддержку своему делу посредством Интернета и факсимльной коммуникации, связанных со СМИ и децентрализованной структурой групп солидарности. Как я уже указывал ранее, основу этой электронной сети солидарности составляла La Neta, Интернет-сеть, объединявшая мексиканских женщин и поддерживаемая Сан-Францискским институтом глобальной коммуникации, неправительственной организацией социаольно ответственных технарей. На протяжении 1990-х годов все наиболее значимые общественные движения в мире организовались при помощи Интернета. Пожалуй, самым известным из них являлось и является Фа Луньгун, китайское художественно-политическое движение, насчитывающее десятки миллионов сторонников, которые отважились бросить вызов власти коммунистической партии. Лидер движения Ли Хуньчжи, проживая в Нью-Йорке, поддерживает связь с основной сетью своих единомышленников через Интернет, и также при помощт Интернета тысячи убежденных членов Фа Луньгун находят духовную поддержку и информацию, позволяющую им встречаться в определенном месте. и в заданное время для участия в хорошо организованных акциях протеста, которые жестко подавляются китайскими властями, опасающимися роста полпулярности этого движения....
Попробуем провести историческую параллель. Зарождение рабочего движения в индустриальную эру невозможно представить без промышленных предприятий в качестве условия его организации (хотя ряд историков настаивают на том, что не менее важная роль здесь принадлежала пабам). Из предыдущих глав мы знаем, что Интернет является не просто технологией, это средство коммуникации (каковым были пабы), материальная инфраструктура данной организованной формы - сеть (каковой являлись промышленные предприятия). И в том, и в другом отношении Интернет стал неотъемлемым компоеннтом общественных движений, возникающих в сетевом обществе...
Движения, берущие свое начало в индустриальные эпохи, например, рабочее движение. продолжают существовать и в наши дни, заново определяя себя на языке общественных ценностей и расширяя значение этих общественных ценностей (к примеру, социальная справедливость для всех, а не защита классовых интересов). С другой стороны, некоторые из наиболее известных современных общественных движений, например, национальная освободительные или религиозные движения, являются весьма старыми по своим основополагающим принципам, однако, они приобретают новое значение, когда становятся "окопами" культурной идентичности для построения социальной автономии в мире, где господствуют однородные глобальные потоки информации...
Такие движения опираются на силу разума, а не на государственную власть...
Выступления противников Всемирной торговой организации, проходившие в декабре 1999 года в Сиэтле, стали образцом этого нового вида движений. Они свели вместе множество самых разных и даже противоположных интересов и ценностей, от батальонов американского рабочего движения до толп экопацифистов и несметного числа альтернативных групп, включая даже языческие сообщества. Активисты Direkt Action Network обеспечили обучение и организационную подготовку большого числа протестантов... Это движение основывалось на нескольких месяцах горячих политических дебатов в Интернете, предшествовавших принятию индивидуальных и коллективных решений отправиться в Сиэтл... Эта протестная модель была воспроизведена несколькими месяцами позже в Вашингтоне, Бангкоке, Мельбурне, Праге, Гааге, Ницце и Квебеке; в ближайшее время она может распространиться на весь мир... Движение антиглобалистов не имеет постоянной профессиональной организации, у него нет какого-то центра, структуры управления или общепринятой программы. В мире существуют сотни, тысячи организаций и отдельных лиц, время от времени встречающихся в символических акциях протеста, а затем рассеивающихся... Эффективность этого движения как раз и обеспечивается его разнообразием, ибо оно дотягивается до ожесточенных и яростных маргинальных слоев общества, с одной стороны, и до высот нравственно-религиозного авторитета - с другой стороны...
Процессы противоречивых общественных изменений в информационную эпоху развиваются вокруг борьбы за трансформацию категорий нашего бытия путем построения интерактивных сетей, в качестве форм организации и мобилизации. Эти сети, появляющиеся в условиях противодействия локальных сообществ, имеют своей целью побороть власть глобальных сетей и тем самым перестроить мир снизу. Интернет представляет материальную основу для вовлечения таких движений в процесс создания нового общества..."

 

Hosted by uCoz