ПОРТРЕТ
В ПОИСКАХ СКРЫТОГО СМЫСЛА.
БЕСЕДЫ С СЫНОМ О РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Любите живопись, поэты,
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной ревности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Рокотов. «Портрет Струйской».
-
Эту беседу о стихотворении Заболоцкого «Портрет» мы с тобой начнём с небольшого
экскурса в теорию. В любом почти стихотворении есть сюжет. Есть фабула. Что это
такое? Сюжет - последовательность
каких-то событий по тексту. Фабула -
последовательность в хронологическом порядке, что за чем идёт. Но некоторые
литературоведы считают наоборот, что сюжет - это хронология, а фабула -
последовательность по тексту. Так что сначала, прежде чем спорить, не мешает
это обговорить. Важно не то, какое слово что должно обозначать, а сам факт
различия. А теперь подумай, сосредоточься и скажи: как хронологически
расположить строфы?
- Если
по времени судить, то последняя строфа, мне кажется, будет первой...
-
Что там происходит? Какое событие?
-
Гроза...
-
А потёмки?
-
Когда гроза - тогда и потёмки. Туча закрыла небо, огромная свинцовая туча.
-
Ну и что? Что произошло? Почему эти глаза возникли вдруг?
-
Не знаю... не могу сказать...
-
Хорошо. Поступим так. Расскажи мне об этом человеке, о лирическом герое. Кто
он? Где он?
-
Он стоит у окна и смотрит на небо. И... вдруг вспоминает. Может быть «дно души»
как бы напомнило ему небо? Как бы - из потёмок души?
-
Может быть, может быть. Но - почему именно глаза? И именно эти глаза?
-
Ну я не знаю. Я не могу ответить. Ты лучше сам скажи.
-
Сдаёшься?! Ну, объясняю. Туча напомнила поэту, лирическому герою (тут это одно
и то же) - картину, точнее её тёмно-свинцовый фон. Отсюда - и «тьма былого», и
тьма памяти...
-
Верно, слушай, я помню, там, на картине, действительно как туча повисла...
-
...Сначала у поэта возникает только образ глаз, всё остальное пока теряется в
тумане памяти. Но глаза - мерцают. А вот чуть выше - посмотри - что написано?
«Её глаза - как два тумана». Скажи пожалуйста, два тумана могут мерцать?
-
Нет, не знаю, нет.
-
Как же так? А так. Мерцать-то они мерцали, да вот - прилетели туманы и -
мерцания не стало видно. А может быть, и не было никакого мерцания, так, обман
один. Да не один - два обмана? Но это всё было уже потом. А началось - гораздо
раньше. Первое событие стихотворения - вот оно.
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас...
Когда-то
давным давно поэт и его друг видели странный портрет, портрет, изображающий
молодую женщину на тёмном, почти грозовом фоне. Портрет Струйской. Они увидели
мерцание и ещё -
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной ревности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Кто
он был, спутник поэта?
-
Ко мне вопрос или риторический?
-
К тебе, к тебе...
-
А... поэт.
-
Молодец! Поэт, потому что через много лет, когда произошла эта огромная гроза,
и они снова вместе стояли - перед окном, как ты правильно сказал, он обращается
к своему другу: «Любите живопись, поэты!» А, кстати, причём тут живопись?
-
Ну, портрет же всё-таки...
-
Но почему именно поэты должны живопись любить? У них что, других дел нет?
Почему бы не любить архитектуру, например? Или музыку?
-
Тут есть тому объяснение:
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
-
Ну так и что?
-
Архитектура не сохранит никаких «примет» - она ничего не изображает, а музыка -
сама изменчива.
-
Хорошо. Это верно. Портрет, хоть он и старинный, сохраняет «приметы души» того,
кто изображён. А заодно - и тех, кто на него когда-то смотрел, душа зрителя
ведь соединяется с тем, на что он смотрит. И поэтому Заболоцкий вдруг через
этот самый портрет вспомнил о себе, каким он был в далёком прошлом, когда он
вместе с более молодым его собеседником, тоже поэтом, бродил по залам
художественной галереи. Живопись осуществила невозможное, соединила
противоположности: изменчивость и постоянство. Поэзия - единственный род
искусства, который работает так же. Вот, к примеру, сколько противоположностей
ты насчитаешь в стихотворении «Портрет»?
-
Так. Первую строфу уже смотрели. Дальше - «полуулыбка, полуплач», «полувосторг,
полуиспуг», «нежность» и вдруг «припадок»...
-
А вот это - «едва закутана в атлас» - разве в атлас можно закутаться? Эта самая
холодная ткань на свете... Да и можно ли быть едва закутанным? Или - «мерцают» «два тумана»... Смотри же - тут всё построено на
противоречиях. Но главное противоречие - это тот изначальный образ Струйской,
сначала загадочный, а потом выраженный очень небезобидными словами «Её глаза -
как два обмана, покрытых мглою неудач». Чьих неудач, дружок? Своих?
-
Может - Заболоцкого?
-
Да, верно. Потому что прошло много лет. Портрет сохранил всё ту же улыбку, всё
те же мерцающие на фоне грозового неба глаза. Всё то же обещание безумной до
припадка нежности... А в душе над всем этим совсем другое, разные туманы,
другая жизнь, не та, что обещена была, жизнь, где ошибки и - неудачи, неудачи,
неудачи... Мгла. Почитай о жизни Заболоцкого, и ты узнаешь, что там - в этой
мгле памяти и колючая проволока лагерей, и полное непризнание современников...
Эти мерцающие глаза - они ведь солгали, эти «два обмана». Правда, строго
говоря, всё это уже - за рамками стихотворения.
-
А как же портрет? Это действительно тот портрет, что висит в Третьяковке?
-
Нет.
Ведь на самом деле память - не живопись. Она не все души приметы сохраняет.
Заболоцкий, верно, не пошёл ещё раз в Третьяковку, писал по памяти. Писал о том
своём, старом восприятии. Давно, когда ещё школьником я это стихотворение
впервые прочитал - пошёл в Третьяковскую галерею, смотрел Рокотова. Нет. Не
было там безумного припадка ревности. Ни полувосторга. Ни полуипуга. Ни
предвосхищения смерти. Было какое-то удивительное спокойствие. Конечно, при
желании в этом состоянии самоуглубления, созерцательности и покоя можно
углядеть причастность к пониманию высших вопросов бытия, жизни, смерти,
вечности. Но не это главное… Врзможно – и глаза заплаканные, особенно – правый…
И отстранённая, добрая улыбка: иногда так усталые родители смотрят на
расшалившихся детей. Можно думать, следовательно, что это полуулыбка –
полуплач. Но – уж это точно - никакого
обмана во всём этом нет.
-
Но, может быть, это не тот портрет?
-
И я так же подумал. И с тех пор всё ищу «тот».
Евгений Беляков
В примечаниях к стихотворению «Портрет» всегда почему-то
(Н.Заболоцкий, Избранное, 1972; «Огонь, мерцающий в сосуде…», 1995) указывают
на картину из Третьяковки. Это меня и сбило с толку, хотя я ни на секунду не
верил, что Заболоцкий пишет об этой картине. Я пытался как-то объяснить явное
несоответствие: «Заболоцкий, верно, не пошёл ещё раз в Третьяковку, писал по
памяти…» и т.д. Недавно я обнаружил строки из воспоминаний Евг. Шварца
(относящихся к тому же 53-му году, когда было написано стихотворение «Поэт»).
Среди впечатлений от московской квартиры поэта – такое: «На стене против дивана
в овальной раме портрет нарумяненной дамы с напудренными волосами… Николай
Алексеевич полюбил живопись, полюбил упрямо, методично, не позволяя шутить этим.
Особенно гордился он дамой в овальной раме. «Это Рокотов!» В Москве известно
всего шесть его картин, и одна из них у Николая Алексеевича…»
«Снова» означает не как в
прошлом У НАС С ТОБОЙ (когда мы заходили в Третьяковку – не заходили!), а как
тогда, когда она, Струйская, смотрела на художника, на Рокотова, когда он писал
её портрет.
Дальше Шварц осторожно
намекает, что, наверно, к нему обращено стихотворение Заболоцкого.
«Портрет Струйской» Рокотова, мне кажется, способен поколебать всю «нашу» социалистическую пропаганду о том, что «господа» (помещики, дворяне) ВСЕ КАК ОДИН были извергами, эксплуататорами и т.п. Струйская, та, что изображена на портрете Рокотова, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЖЕСТОКОЙ. В 18-м веке дворянам удалось создать некий ОЧЕНЬ ЗАМКНУТЫЙ мир, который вообще склонны создавать себе привелегированные слои общества. Они не жестоки с «низшими», они их просто почти не замечают.