Гоген, «Великий Будда»
Я.
Хочу сказать несколько слов сначала, еще до того, как мы начнем смотреть картину Гогена. Наши занятия не точно называются ИВИ - искусство восприятия искусства. На самом деле - речь должна идти об ОБЩЕНИИ с искусством. ВОСПРИЯТИЕ - это нечто пассивное. Картина висит, вы смотрите. Потом вы уходите, ну и так далее... Но искусство, к которому я вас хочу приобщить, состоит в том, чтобы становиться ДРУГОМ КАРТИНЫ и художника. Я бы хотел, чтобы вы заинтересовались картинами, над которыми мы медитируем, не раз к ним возвращались.
Игорь.
Честно признаюсь, мне Гоген никогда не "давался"...
Я.
Сегодня "дастся".
Гоген, кстати, гораздо "проще" Ван-Гога. Того трудно воспринимать еще из-за душевной боли, которую это приносит... А здесь просто нужно научиться УВИДЕТЬ чистую, незамутненную красоту. Но это вообще - о Гогене. Не об этой картине. Тут - гораздо сложнее.
Итак. Что мы видим? Какое первое впечатление?
Слегка наклоняем голову. Глаза прищурим. Отодвинемся от экрана на 2 метра.
Проскочило отстраненное восприятие... Что в нем?
(Пауза)
Хорошо. Тогда вопрос такой. Картина называется "Великий Будда". Где Будда-то?
Игорь.
Ну что ж, Будда сразу проассоциировался с гигантской фигурой в левой верхней части картины. Почему нет?
Я.
Название картине придумал русский коллекционер Морозов. Но он не знал, что "идол" на картине - вовсе никакой не Будда. Дальше мы увидим, что это даже и не бог, а богиня. Прекрасная и страшная богиня любви по имени Хина.
Если долго всматриваться в черное лицо богини, то начинаешь понимать, что это ТОЧНО ЖЕНСКОЕ лицо.
Игорь, тут нужно несколько слов сказать о сюжете.
Кстати, ЧТО ДЕЛАЕТ ХИНА?
Посмотри на ее руки внимательно. В них два человечка. Она их "сталкивает", "соединяет" (то, как сидят человечки - это сексуальная позиция).
Почему я так уверенно говорю, что это - Хина? Комментатор сюжета в книжке, которой я пользуюсь, «Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры», М.,1994, считает, что точно сказать нельзя... Но посмотри в правый верхний угол - и ты увидишь ЛУНУ - а Хина не только богиня любви, но и богиня Луны...
Так о чем картина? Что там ЕЩЕ ты видишь?
Игорь.
Здесь, по-моему, столкновение двух миров. И Таити, и очень многое ассоциируется с "нами" - композиция пространства (как будто в музее), фигура вдали…
Я.
Я не случайно выбрал именно эту картину. Она особенно дорога для меня, потому что в ней с особенной силой выражена идея высокой роли ЖЕНЩИНЫ. Потому что в обществе маори роль женщины очень велика. Я думаю, что в будущем это тоже будет так.
Таити, Маркизские острова, Полинезия - все эти слова сами как музыка мечты...
Ефремов, как известно, много страниц посвятил роли женщины в прошлом и в будущем. И доминированию мужчины в современном мире. В широком смысле - картина об этом...
Да, столкновение. И мир таитян - гораздо добрее, гораздо человечнее...
А теперь я приведу легенду, которую можно прочитать в книжке Гогена "Ноа Ноа" Какое прекрасное СЛОВО... Как я понимаю, оно означает "хорошо, славно, чудесно", но точный смысл непереводим. Ноа Ноа.
Хина сказала Тефатоу: "Воскреси человека, когда он умрет". Но бог Земли ответил богине Луны: "Нет, не стану я его воскрешать. Человек должен умереть, растительность тоже умрет, как и все, что ею питается, земля умрет, ей придет конец, и она никогда не возродится». Хина сказала: «Делай как знаешь. Но я оживлю Луну». И все, чем обладала Хина, продолжало существовать, то, чем владел Тефатоу, погибло, и человек должен был умереть.
Игорь, еще не устал?
Я привожу некоторые факты.
Дело не в том, что я хочу блеснуть эрудицией. В ИВИ не требуется слишком много
фактов. Смотри и чувствуй! Это главный девиз. Но не в данном случае.
Расскажи, что ты ВИДИШЬ?
Как соотносится,
по-твоему, картина и миф?
Игорь.
Мне кажется, слишком много символов сразу, картина ими перегружена. Вообще, я здесь вижу разговор смертных и бессмертных. И вдали стоящий человек обращает к сидящим,
как я понимаю, Иисусу и апостолам. И на переднем плане как будто разговор, но скорее богиня Хина эмоционально обращается к двум женщинам.
Я.
А почему ты думаешь, что это ДВЕ ЖЕНЩИНЫ?
По смыслу: одна женщина, и один мужчина (женщина связывается мистически с Хиной, мужчина - с Тефатоу). Гоген где-то говорит, что таитянские мужчины похожи на женщин (больше, чем в западном мире)...
Тут не просто "много символов", тут все из них соткано...
Посмотри на женщину на первом плане. Как-то даже не хочется говорить «обнаженная». Не говорим же мы о тех женщинах, что нас окружают, «одетые». То есть отсутствие одежды – первично. Так – почти всегда. Невозможно быть естественнее.
Картина пронизана сакральностью. Женщина, сидящая под статуей Хины – сама Хина. Она не просто пришедшая в храм таитянка. Она мистически преображается, превращается в Богиню Любви. Гоген рисует ее В ТЕНИ Хины. Это не просто художественный или, скажем, оптический прием. Это МЕТАФОРА. Эта женщина – тень Хины, а значит – частично или полностью – сама Хина… В ней, в этой женщине – тайна, лунное, темно-синее начало.
Тут мы попадаем в знакомый нам мир символики ЦВЕТА. Тефатоу – красный и яркий. Это символ мужчины, солнца и земли, бренности, смерти, мирского. И теперь понятно, о чем думает мужчина - о смерти... Потому-то у него такое трагическое выражение лица.
Игорь.
Да, стоящая пара - тоже, видимо, повторяют тему солнца и луны. И все же первые, "естественные" впечатления другие! Например, в фигуре Хины очень много именно живого, она пришла в мир, а не уводит из мира.
Я.
Так и в мифе Хина "не уводит" из мира. Наоборот - она символ вечности жизни. И в общем-то это правильно: женщина и есть символ вечной жизни, она залог вечности вида "человек разумный". Она рождает следующее поколение, затем следующее и так далее... И женщина-Хина (на картине) не думает о смерти, как сидящий с ней рядом мужчина. Она думает о чем-то глубоком, лунном...
Я хочу еще раз сконцентрировать твое внимание на женщине-Хине.
Дело в том, что после некоторого периода созерцания вдруг открывается поразительная ее гармония, красота и женственность.
Все линии ее тела совершенны. Нет ни одного недостатка. Она не такая, как многие европейские женщины. Но в ней поразительная законченность и чарующая загадочность... Посмотри на ее губы, на ее совершенные плечи... Она - как совершенная игрушка божества... Как драгоценность из темного золота... Посмотри на украшение в ее волосах, на сами ее волосы, на тени и световые пятна, перемещающиеся по ее телу...
А вот – другие «герои картины».
Человек в темном (лунном) одеянии на заднем плане, мне кажется, сам Гоген... Ведь очень часто художник (даже и непроизвольно) проецирует себя на картину... Это бывает очень часто…
Луна справа напоминает Глаз (по смыслу – Хины). Вдали – такой знакомый сюжет тайной вечери: но если сощурить глаза – получится ВОСХОД СОЛНЦА. Солнце вместе с землей противостоит Луне… Тефатоу – Хине. Гоген – темно-синий, он служит посредником религии Женщины (темно-синего начала) и религии Мужчины с «красным смыслом», с «красной идеей». (В некотором смысле я его, то есть Гогена, родственник).
Вечеря тут вот почему. Бог Отец христианства осудил человечество на смерть, тогда как Женщина (Ева) пыталась стать вечной, отведав плод с Древа Познания. Бог Отец в христианстве (единый с Сыном) воспринимается маорийцем (и это восприятие пытается донести до нас Гоген) как Тефатоу – бог смерти. В заключение скажу, что есть теории, в которых прослеживается женская, лунная сторона христианства: например, см. книжку «Лунный бог» Э.Церена.