КОД РЕМБРАНДТА
Перед вами
картина Рембрандта «Ассур, Аман и Эсфирь».
Посмотрите
внимательно.
Знаете ли вы
сюжет?
Напомню.
Советник царя Ассура Аман собирается уничтожить евреев. Эсфирь, коасавица,
бывшая возлюбленная царя, вновь появляется во дворце, чтобы спасти евреев. Это
– Библия, Ветхий Завет, «Книга Эсфири». Конец истории: ей это удается. Эсфирь становится
героиней еврейского народа.
Но на
картине - момент самого решения, когда карты открыты...
Что
напоминает картина? Какую ассоциацию вызывает?
(Забудьте о
сюжете).
Моя дочь
сразу сказала: весы.
Да. Мы в
Нидерландах времен буржуазной революции. Весы – символ торговли, но здесь речь
о другой «торговле», эти весы – родственники тех, что держит Фемида, аллегория
правосудия с завязанными глазами.
Картина и в
действительности напоминает весы с двумя чашками. Ассур (или Артоксеркс?)
поднимает жезл как перекладину весов. Эсфирь ближе, но мы знаем, что чем ближе
чаша к перекладине, тем меньше ее вес сказывается на положении чаши.
Вес.
Рассмотрим картину с этой точки зрения…
Эсфирь
олицетворяет свет (огонь) и воздух - ее плащ напоминает крылья,он неВЕСом.
Наоборот - взлетает.
Аман в
темноте, в черноте как ЗЕМЛЯ, сидит далеко и много ВЕСит. Плотно поставил он
руку с чашей (ВОДА) на стол.
(Таким
образом – уже есть ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА-СТИХИИ).
Власть,
аргументация, мужское начало, реальность жизни - то, что он собой олицетворяет.
Эсфирь разводит руками: никаких "аргументов" у нее нет! Единственный
аргумент - это она сама... ее пронизанная светом красота...
Свет.
Он идет
ОТКУДА?
Внимательно
приглядевшись, понимаем: светильник стоит ЗА СУНДУКОМ у ног Эсфири, поэтому мы
его и не видим. Он освещает саму Эсфирь, ее плащ, и - руку и плечо Ассура, а с
другой стороны - тень от Эсфири, отделяющая Ассура от Эсфири, как бы она ни
тягулась к нему... Ее брови приподняты, делают ее лицо почти некрасивым, но
рождающим жалость...
И Свет во
тьме светит… Источник Света НЕВИДИМ, но он существует…
Что победит
в МИРЕ? Безупречная власть аргументов и "социал-дарвинизм"
государственника-Амана?
А в чем,
собственно, его аргументы? В конечном итоге его стремление уничтожить евреев вызвано
лишь одним – Мордухай (еврей) не поклонился ему. Все остальные аргументы, как
бы ни была велика их сила, их ВЕС, - пусты, вторичны.
Мельчайшие
причины личного характера («принцип носа Клеопатры») вызывают величайшие
исторические потрясения, приводят к войнам и геноциду… Отсюда – необходимость
ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТИ, на конкретных людей, стоящих у власти.
*****
«Рарумное
решение» по Аману?
Или надо
закрыть глаза и поверить Эсфири? То есть - любви?
*****
Может быть,
главный вопрос, стоящий и поныне перед людьми.
-----
Все
сказанное имеет отношение к изучаемой нами проблеме МЕРЫ (откуда, собственно, и
появились ВЕСЫ, как и у того Ангела...).
Речь идет о
морали познания. "Свободная" истина спокойно становится аморальной.
И есть такой
еще аспект: познаваемый нами Мир (и прежде всего социальный космос) сложен,
требует обращения как с равным себе по сложности; тогда любой мыслительный акт,
любая гипотеза и даже теория (то, что называют в общественных науках
концепцией) должна управляться ЗАБОТОЙ И ЛЮБОВЬЮ К ЛЮДЯМ. Иными словами: прежде
чем высказать гипотезу, я должен тридцать раз подумать - к чему это приведет.
По-моему, в
этих простых формулировках смысл парадоксальных идей Ефремова о Мере в
приложении к познанию.